22 января 2019 года в хореографическом зале театральной школы «Класс-центр» прошел ознакомительный тренинг для педагогов от Ильи Боязного и Олега Билика на тему «Коммуникация через игру»
тренинг состоялся благодаря проекту, посвященному театральной педагоге и театру для детей «И ТД, И ТП» http://театральнаяпедагогика.рф
Часть 1
Мы хотим познакомить Вас с применением игровых техник во взаимодействии. Мы занимаемся клоунадой. Занимаемся не только на улицах, на сцене, на разных мероприятия, то есть там, где это игра, направленная исключительно на то, чтобы рассмешить людей, но мы еще шесть лет сотрудничаем с организацией «Больничные клоуны». Работаем в больницах, работаем, как правило, в тяжёлых отделениях: приходим и занимаемся клоунотерапией с детьми. Эта деятельность представляет собой поиск игры, поиск контакта с каждым отдельным ребёнком, в каждой конкретной палате, в каждом конкретном случае. Цель этой работы – не развлечение, а поиск пути взаимодействия с ребенком. Но может быть и со взрослым в том числе. Задача найти канал, который поможет вступить в насыщенное взаимодействие, не ограничивающееся словами: «Привет, привет! Как у тебя дела?»
Когда мы работаем на семинарах, обучаем волонтёров, проводим занятия в разных организациях (например организация «Учитель для России», сообщество орф-педагогов, или Московский государственный университет управления, или какие-то бизнес структуры), мы стараемся дать инструменты для работы с людьми. Это не совсем клоунада, но инструменты, которые можно эффективно использовать. Просто важно понимать, что это не цирковая клоунада, и не аниматорство. Это другая направленность. Обычно мы проводим занятия 2-3 дня по 6-8 часов. А сейчас за три часа можно будет только чуть-чуть размять тему.
Мы назвали встречу «авторский тренинг», но хотим уточнить, чтобы не было никакой ошибки, что это не значит, что мы что-то придумали, чего раньше не было. Мы просто синтезировали полезный опыт. К нам приезжали педагоги из-за рубежа, которые занимаются клоунадой, в том числе больничной клоунадой, люди из Европы, Израиля и Америки. Мы посещали эти тренинги, а сейчас и сами их организуем и привозим этих людей. Так что это методики общемировые.
Когда мы говорим об игре, то имеем в виду не сформированные и статуированные игры, например, шахматы или футбол. Когда мы говорим «игра», то имеем в виду некую форму взаимодействия, и определённым образом изменённое состояние. Потому что когда мы играем с кем-то мы находимся в изменённом состоянии. Без патологии. Но мы включаемся в достаточно насыщенный, активный, наполненный обменом процесс. Он может быть медленный или быстрый, громкий или тихий. Я прихожу и готов с одним человеком или многими «нащупать» форму насыщенного и, можно сказать, азартного взаимодействия.
Задание 1.
Встаём в круг. Каждый в своём ритме потягивается, чтобы почувствовать своё тело. Тело участвует в коммуникации, поэтому важно понять, какое оно сегодня. Можно делать это с закрытыми глазами. Можно позевать и сделать это со звуком.
Разогрев, начиная с ладошек. Важно сосредоточиться на самих себе, а не смотреть по сторонам. Массируем запястья, локти, предплечья. Не обязательно делать это активно, можно медленно, как вам сейчас удобно. Плечи, шея, голова, уши, лоб, брови, глаза, нос, щёки, скулы, губы, подбородок, снова шея. Грудь, живот, поясница, спина, ягодицы. Паховая область и бёдра, колени, голень, ступни, пальцы ног, пятки, ахиллы, лодыжки.
А теперь поднимаемся в обратном порядке наверх, но прощупываем своё тело – какое оно? И потом потянулись.
Трясём левой рукой: раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь. Потом правой рукой: раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь. Ещё раз левой и правой. Повторим несколько раз.
Большую часть времени, отведённого нам, мы будем говорить про внимание. Про внимание как инструмент взаимодействия. Все нестыковки в играх происходят чаще всего в тот момент, когда человек, собирающийся играть, не направляет своего внимания на другого. Нельзя придумать игру, находясь в вакууме. В кругу только собственных представлений об игре. Важно обращать внимание на то, что в реальности происходит вокруг. Именно поэтому большую часть времени мы посвятим именно этому аспекту взаимодействия.
Задание 2.
Поиграем в «перестрелку» хлопками. Хлопаем в ладоши и направляем хлопок в сторону какого-то конкретного человека. И смотрим на него в этот момент. Смотрим – и направляем хлопок. Этот человек «передаёт» хлопок дальше, дальше и дальше в произвольном порядке.
Очень важна чёткость. Вы находитесь на большом расстоянии. Но важно увидеть того, кому Вы отправляете хлопок. Хлопок – это информация. На месте хлопка может быть «привет» или «пока». Вы выстрелили – передали информацию. И дайте себе секунду или две паузы. Выстрелили – и замрите. Убедитесь, что информация, которую Вы отправили, дошла до человека. Держите паузу, пока Вы не убедились, что информация дошла.
Если человек, которому Вы отправили информацию, не понял, что эта информация досталась ему, как Вы думаете, чья это проблема? Конечно, это проблема отправляющего. Если Вас не поняли, переделайте через «стоп».
Усложняем правила. Хлопок остаётся, мы продолжаем его передавать. Но теперь, кроме этого хлопка возникает второй. Холостой. Настоящий хлопок будет со звуком «Бах». Если я стреляю в кого-то просто хлопком, Вы его просто передаёте дальше. Если кто-то из Вас стреляет и говорит слово «бах», то это настоящий выстрел, и тот, кто его получил должен присесть. Присели, встали и продолжаете играть. Тот, кто присел, потом встал и продолжает стрелять. Он может делать холостой выстрел или говорить «бах» — это на усмотрение каждого из играющих.
Продолжаем играть в эту игру, но тихонько идём в правую сторону по кругу.
Так или иначе, любая игра строится на определённых правилах. Очень важна способность улавливать правила и переключаться. Когда мы играем, мы создаём очень условную форму взаимодействия. По сути что мы сейчас делаем? Мы ходим и передаём друг другу информацию. У этой игры достаточно много усложнений. Но, не смотря на то, что они простые, очень сложно укладывать в голове правила. Очень сложно сделать так, чтобы мы привыкли к некой форме взаимодействия. В жизни нам кажется, что если мы передаём кому-то информацию, то она доходит до человека сама по себе. А сейчас Вам приходится проявлять внимание к человеку, чтобы убедиться, что информация до человека дошла.
Задание 3.
Сейчас мы походим по аудитории каждый в своём ритме. Важно побыть с собой. Можно смотреть под ноги, но не нужно смотреть по сторонам. Побудьте с собой так, как Вам удобно. Постарайтесь держать руки вдоль тела в нейтральной позиции.
Теперь по одному хлопку поднимаем вверх правую руку, а если два хлопка – то левую. При этом продолжаем двигаться. По хлопкам поднимаем, и потом спокойно опускаем.
Теперь всё это остаётся, но Вы держите голову прямо перед собой. Вы видите, что происходит вокруг, и как люди движутся по помещению. Если Вы встретились глазами, посмотрели друг на друга, и идёте дальше. Голову мы больше не опускаем. Хлопки продолжаются. Вы поднимаете и опускаете руки.
Теперь старые правила работы с хлопками отменяются. По хлопку Вы останавливаетесь. Находите глазами человека, который рядом с Вами. Может быть, он смотрит на Вас. Может быть, Вы ищете глазами его взгляд. Он может быть на каком-то расстоянии. И Вы просто смотрите друг другу в глаза, пока не прозвучит следующий хлопок. Тогда Вы снова начинаете двигаться. Вам ничего не надо делать, не надо ни во что играть. Вы просто смотрите в глаза, а потом снова двигаетесь. Если Вы сразу не находите кого-то, не делайте лишних движений. Спокойно найдите кого-то. Можно повернуться или пройтись.
Пожалуйста, дышите. Дышите активно. Выдыхайте через рот, чтобы было слышно. Двигайтесь и дышите.
Постарайтесь в паре, которая получилась после последнего хлопка, найти общий ритм дыхания, удобный для обоих. Старайтесь сделать так, чтобы не было ведущего и ведомого. Поищите общий ритм, найдите общее дыхание. И старайтесь быть нейтральными. Не шутить, не пугать друг друга. Просто смотрим в глаза и дышим. Нет запрета на чувства, но их не надо педалировать.
Задание 4.
Сейчас мы будем давать задания, которые нужно выполнять без слов, и без знаков руками или глазами.
Нужно построиться в шеренгу от самого низкого человека до самого высокого. Делая это, не переставайте двигаться, пока у Вас не получится выполнить задание.
Один человек без слов проверяет, всё ли верно, и если что-то не так, нужно просто молча переставить тех, кто стоит не правильно. Всё должно быть точно.
После проверки продолжаем двигаться, не опуская глаза.
Теперь без слов нужно построиться по цвету глаз: от самого светлого до самого тёмного.
Один человек без слов проверяет, всё ли верно, и если что-то не так, нужно просто молча переставить тех, кто стоит не правильно. Всё должно быть точно.
После проверки продолжаем двигаться, не опуская глаза.
Сейчас мы попросим каждого из Вас про себя задумать число от одного до двадцати.
А теперь Вы построитесь от самого маленького числа до самого большого, не называя и не показывая друг другу этих чисел. Вы можете только смотреть друг на друга.
Проверяем результат вслух.
Пробуем сделать ещё раз. Это не история про подключение к особым способностям. Не надо друг другу транслировать, какая Вы цифра. Не надо впадать в мистический транс. Просто помните, что ответ на Ваш вопрос в глазах партнёра, когда Вы вместе работаете. Бывает так, что кто-то загадал себе число, и просто встал на определённое место. Это не решение для этой игры. Если мы ищем форму игрового взаимодействия, то это история про наши взаимоотношения. Это вопрос о том, насколько моё место соотносится с твоим. А если я встал на какое-то определённое место, то мне плевать, получится ли игра. Мне тогда важно только то, что я сам считаю. Вот я считаю, что моё место здесь. А наша история про то, что у нас есть глаза. И я ищу своё место, взаимодействуя с Вами. «Я думаю, что моё место здесь. Но ты выглядишь более уверенно. Так может, у тебя побольше число?» Речь о том, чтобы Вы посмотрели в глаза партёру, и поискали вместе с ним своё место.
Проверяем результат вслух.
У нас очень мало времени. Будем совсем коротко обсуждать упражнения. Вы сейчас решаете какую-то проблему. Но мы договорились решать её в игровом ключе. И когда Вы стали смотреть в глаза друг другу, то стали гораздо больше смеяться. Потому что, когда Вы смотрите в глаза, возникает взаимодействие. Получается история не про то, что «моё место здесь», а про то, как мы вместе, в группе, найдём это место. Игра – это всегда про взаимоотношения. Мы делимся эмоцией и информацией. И мы начинаем всё больше реагировать друг на друга.
Задание 5.
Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Встаньте в две линеечки, и так, чтобы у каждого был партёр из другой группы напротив. У нас есть линия «А» и линия «Б».
Каждый человек из линии «А» должен подойти к своему партнёру из линии «Б». Но он может это сделать только тогда, когда его подпускают, когда ему разрешают. Мы ничего не говорим, не делаем никаких жестов, а только смотрим друг на друга. И нужно почувствовать, до какой границы Вас допускают. Но важно, что человек из линии «А» хочет подойти. Но может, только когда ему позволят. В идеале нужно подойти, но если нет, то нет. И, может, где-то даже придётся сделать шаг назад. Поизучайте эти ощущения. У линии «Б» нет никаких обязательств. Вы действуете, как чувствуете. Но только внутри. Вы просто слушаете себя. Это Ваше ощущение здесь и сейчас. Вы ничего не изображаете и не укрупняете. Не заморачивайтесь, не придумывайте правил. Опустите голову, опустите руки вдоль тела. Побудьте наедине с собой. Пробуйте. Можно начинать.
Стоп. Можно дать друг другу короткую обратную связь. Если есть вопросы друг к другу или впечатления, можете пообщаться. После этого разойдитесь на прежние позиции.
Сейчас мы попробуем ещё раз. Главное – не торопитесь. Даже если Вы не чувствуете преграды, не торопитесь. Дайте себе и партёру прожить происходящее. Всё может меняться в доли секунды. Позвольте себе это осознать. Сейчас линия «Б» будет приближаться к линии «А». Опустите голову, опустите руки вдоль тела. Дышите, это расслабляет. Побудьте наедине с собой. Поднимите голову. Можно начинать.
Стоп. Поговорите друг с другом.
Вся технология той игры и клоунады, которой мы занимаемся, строится на постулате, что для игры, для качественной игры, для качественного взаимодействия, годятся только подлинные эмоции. Те эмоции, которые я испытываю в данный момент. Не те эмоции, которые я придумал, а те, которые я испытываю в данный момент. И они не являются стопором игры. Если Вы подходите ко мне, я могу не хотеть сейчас, чтобы Вы ко мне подходили. Или наоборот – я могу очень хотеть. И в том, и в другом случае мы можем играть. Для того, чтобы игра состоялась люди обычно надевают огромное количество условно социальных масок. Например, говорят: «Мне очень хорошо». В том формате, в котором мы занимаемся, это не работает. Потому что это обман. На какой бы тренинг я ни пришёл, это не значит, что я хочу, чтобы много людей ко мне сейчас подходили. Даже если я пришёл с удовольствием получать знания и расти. И это никоим образом не оскорбляет этих людей. Никак. Поэтому нам важно разобраться, комфортно ли, когда к нам подходят. Поэтому мы Вам говорили, найдите точку, дальше которой уже не комфортно. Сделайте ещё шаг. О! Возникло что-то настоящее. О! А здесь мне уже не по себе. Потому что есть точки, в которых социальные маски начинают трескаться. Где я уже не могу сохранять игру, которую я себе придумал. Все взрослые люди, все думают, что они разумны. «Ничего страшного, если ко мне кто-то сейчас подойдёт». Я придумал, что я – добрый, весёлый, позитивный. А это может быть не так. И в этом нет никакой проблемы.
Тренинг направлен на то, чтобы наблюдать за человеком. Если я учитель, я могу подойти к ребёнку, и он об этом знает. Но, может быть, он не хочет, чтобы к нему подходили? Точно также в больнице. Родители говорят: «Смотри, какой клоун!» А ребёнок не хочет! И клоун подходит. И артист, например, в театре, подходит. Вообще все смело подходят к ребёнку очень близко. С ним вообще можно всё, что угодно делать. Он же маленький. А большие думают, что они умнее: «Я же с добром к нему иду!» А ему не надо сейчас Ваше добро? И нет тогда никакой игры. Но ведь и у меня есть свои эмоции. И я их должен услышать. Поэтому я говорю: «Побудьте наедине с собой, со своими ощущениями, только честными». Вот рядом со мной сидит человек. Мне может не нравится, что он много говорит, и мне могут не нравится его очки. И я в этом с ним честен. И тогда мы можем взаимодействовать-играть. И он мне будет доверять. И он ко мне располагается. А если я делаю вид, что я добрый, но у меня нет к нему внимания и интереса, то не возникает настоящего общения и игры. Важна максимальная честность и использование настоящих эмоций.
Эмоция работает. И тело работает. Эмоция даёт импульс телу. Что-то микроскопическое происходит на видимом уровне. Если мы честны друг с другом, то что-то происходит всё время. Сейчас мы только взаимодействуем и следим за тем, как чувствует себя человек, и как чувствую себя я.
Даже если у нас будет много негативных настроений, это не сломает игру, если при этом нам важна сама игра. Я могу раздражаться от того, что мне приходится заниматься с этим партнёром. Он может беситься от того, как я веду занятие. Но если у нас есть цель, и мы хотим, чтобы игра состоялась, это не будет её ломать, но может её разнообразить. Можно и злиться, но делать это с удовольствием. Потому что ты честен в этом, и тебе не надо изображать добренького.
Мне говорят: «Что-то грустный клоун у Вас».
И я говорю: «Да!».
— «Ещё и злой?»
— «Да!»
Я разный в зависимости от того, что я испытываю. И дети это считывают на раз. Если я прихожу, и бодрым-бодрым голосом говорю: «Какие хорошие детки! Как я рад вас видеть!», — то они просто испугаются. А если я в дурном расположении и говорю: «Какие противные дети. Я не хочу с ними играть, я хочу тут лежать один», — то они включаются в эту игру. А если я приду в по-настоящему хорошем настроении, то они тоже это поймут, и тоже включатся.
ВТОРУЮ ЧАСТЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ИСХОДНИКЕ
http://театральнаяпедагогика.рф/oleg-bilik-ilya-bojaznij